Фрагмент для ознакомления
2
АННОТАЦИЯ
Тема курсовой работы: «Организация работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними».
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования, указывается объект и предмет исследования.
Первая часть посвящена освящению теоретических аспектов, которые связаны с организацией работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
Во второй части определены практические аспекты организации работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
В третьем разделе курсовой работы предложены пути совершенствования организации работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
Заключение содержит основные выводы.
Список использованных источников содержит 20 наименований, которые были использованы при написании курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими факторами: во-первых, рост числа безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, это результат социально-экономических преобразований в обществе и семье. Следствием становится возрастание подросткового бродяжничества и преступности, распространение наркомании, ухудшение физического и нравственного здоровья подрастающего поколения; во-вторых, общегосударственное значение проблемы, которая стала предметом обеспокоенности и внимания широких кругов общественности, органов государственного управления и местного самоуправления; в-третьих, последствия, распространение детской беспризорности и безнадзорности приводит к нестабильности в развитии государства и общества, а также наносит прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию несовершеннолетнего. Таким образом, актуальность темы исследования связана с необходимостью поиска путей снижения роста детской беспризорности и повышения эффективности её профилактики.
Значимость исследования заключается в поиске путей снижения роста детской беспризорности и повышении эффективности её профилактики.
Цель работы заключается в анализе особенностей организации работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
Для достижения данной цели устанавливаются следующие задачи:
1.раскрыть особенности содержания организации работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними;
2.определить особенности правового регулирования организации работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними;
3.выявить основные направления работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними;
4.исследовать особенности работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними в общеобразовательной организации;
5.определить проблемные аспекты работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними;
6.предложить меры по совершенствованию работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
Предметом исследования являются правовые положения, содержащиеся в нормативно-правовых актах, а также работы авторов, исследовавших вопросы организации работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
При написании курсовой работы применялись системно-структурный, формально-юридический методы, а также методы сравнительного правового исследования, анализа, системного подхода.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников.
Курсовая работа включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников. Во введении подчеркивается актуальность темы, определены цель и задачи исследования, его объект, предмет, методы, структура работы.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ И БЕСПРИЗОРНЫМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
1.1 Содержание организации работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними
Работа органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними включает в себя следующие аспекты:
1.Выявление несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении.
Выявление несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется органом управления социальной защитой населения .
Выделим мероприятия, которые помогают выявить такие семьи:
Анкетирование. Его проводят социальный педагог, психолог или классный руководитель.
Обследование жилищно-бытовых условий. Его осуществляют с целью оказания адресной помощи, составляют карту обследования семьи.
Анализ информации. По результатам оформляется аналитическая справка, в которой указываются ФИО ребёнка и родителей, место работы родителей и причины отнесения к определённой категории.
Рейды. Их организуют в микрорайоне образовательного учреждения совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и другими организациями.
Создание банка данных. В нём создают социальные паспорта на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении.
Основаниями для рассмотрения на заседании муниципальной комиссии вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении могут служить сообщения от физических и юридических лиц, материалы, поступившие от органов или учреждений системы профилактики, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений
2.Организация индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, включает следующие этапы:
-выявление оснований для проведения индивидуальной профилактической работы. Они могут быть зафиксированы в следующих документах: заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи, приговор, определение или постановление суда, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел, заключение, утверждённое руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведённой проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
-вынесение ситуации на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На заседании при участии всех субъектов системы профилактики рассматриваются представленные на семью материалы, выносится решение о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы и утверждается учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которое будет являться куратором случая.
-разработка индивидуальной программы реабилитации семьи. Она состоит из системы конкретных социально-психологических, правовых мер, медицинских действий и педагогических средств, направленных на решение конкретной проблемы семьи.
-проведение индивидуальной профилактической работы. Она осуществляется в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
-направление информации в районную комиссию. По окончании срока, установленного для проведения индивидуальной профилактической работы, орган, ответственный за её организацию, направляет информацию в районную комиссию для решения вопроса о продолжении работы с семьёй либо о снятии несовершеннолетнего, семьи с учёта .
-при планировании мероприятий в рамках индивидуальной профилактической работы необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и иные индивидуальные особенности ребёнка, а также основания, послужившие поводом для её проведения.
3.Контроль деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществление мер по развитию сети указанных учреждений возложены на органы управления социальной защитой населения. Это предусмотрено ст.12 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Выделим полномочия должностных лиц органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания:
-в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
-запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.
4.Внедрение в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современных методик и технологий социальной реабилитации предусмотрено ст.12 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно закону, органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции должны внедрять в деятельность таких учреждений и служб современные методики и технологии социальной реабилитации. Выделим технологии, которые применяются в практике социальной реабилитации несовершеннолетних: психолого-педагогическая коррекция; профилактика правонарушений; обучение навыкам самообслуживания; стабилизация семейных отношений; социально-правовое сопровождение; здоровьесберегающие технологии; активная поддержка родителей; интенсивная семейная терапия; профориентация и трудовая реабилитация; профилактика социального сиротства; профилактика употребления психоактивных веществ; оздоровление и отдых детей .
1.2 Правовое регулирование организации работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними
Правовое регулирование организации социальной работы включает следующие документы:
Во-первых, Конституция РФ является источником правового регулирования организации социальной работы с детьми-сиротами в общеобразовательной организации. В статье 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Также в части 1 статьи 38 Конституции РФ закреплено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» .
Во-вторых, Федеральный закон РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является источником правового регулирования организации социальной работы с детьми-сиротами в общеобразовательной организации. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в этой сфере, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. В частности, в нём предусмотрено социальное сопровождение, то есть содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется путём привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.
В-третьих, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является источником правового регулирования организации социальной работы с детьми-сиротами в общеобразовательных организациях. Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
Основные источники:
1. Галаганов В.П. /Организация работы органов социального обеспечения/ учебник. Издательский центр «Академия» М., 2021.
2. Захарова Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО / Захарова, Н.А.. - Электрон.текстовые данные. - Саратов: Профобразование, 2020. - 165 с. - 978-5- 4488-0153-2. http://www.iprbookshop.ru/65732.html
Дополнительные источники:
3. Шаповал Е.А. Право социального обеспечения России [Электронный ресурс] : практикум / Е.А. Шаповал. - Электрон.текстовые данные. - Москва, Саратов: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Ай Пи Эр Медиа, 2021. - 154 с.
4. Аплекаева, С. Р. Основные проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из детских домов / С. Р. Аплекаева, С. Н. Краснова // Студенческий форум. – 2020. – № 13-1(106). – С. 14-16.
5. Бойко, Е. А. Ориентация в информационной среде как метод социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Бойко // Академия профессионального образования. – 2020. – № 2(93). – С. 64-69.
6. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации : учебник / В. П. Галаганов. – Москва : Кнорус, 2023. – 151 с.
7. Ершов, В. А. Право социального обеспечения : учебное пособие / В. А. Ершов, И. А. Толмачев. – Москва : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2024. – 327 с.
8. Огурцова, М. Л. Правовое регулирование вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / М. Л. Огурцова // Социальное и пенсионное право. – 2022. – № 2. – С. 40-44.
9. Основы социальной работы : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Басова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 213 с.
10. Права человека : учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. – Москва : Инфра-М, Норма, 2024. – 565 с.
11. Фирсов М.В. Технология социальной работы : учебное пособие / М. В. Фирсов. - 2-е изд. - Москва : Академический Проект, 2020. - 428 с.
12. Холостова, Е. И. Технология социальной работы : учебник / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. - Москва : Дашков и К, 2023. - 478 с.
Нормативно-правовые акты:
13. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 27.01.2025).
14. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 27.01.2025).
15. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон № 442-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 17 декабря 2024 года : принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года : одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 27.01.2025).
16. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Федеральный закон №159-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 17 декабря 2024 года : // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 27.01.2025).
17. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 17 декабря 2024 года : // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 27.01.2025).
18. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей : Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 года №481 : текст с изменениями и дополнениями на 17 декабря 2024 года : // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 27.01.2025).
Интернет - ресурсы:
19. Правительство РФ - http://govemment.ru
20. Судебные и нормативные акты РФ : интернет-портал : сайт. – URL: http://sudact.ru/regular/doc/ (дата обращения: 27.01.2025).